15:55 Проблема выбора профессии |
Выбор будущей профессии – серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. И сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растут в геометрической прогрессии, вопросы профессионализма, правильного и своевременного выбора профессии приобретают особую значимость. В настоящее время, насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей, и сделать выбор одной из 40 тысяч профессий достаточно сложно, так как мешает слабое знакомство с миром профессий. Появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняющие наши привычные представления о профессиях. Одним из особенностей времени, осложняющий выбор профессии, являются социально-экономические условия или востребованность профессии на рынке труда. Наша задача – содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности. Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии становится органичной частью образовательного процесса и начинается уже в младших классах. В начальной школе дети мечтают выбрать профессию, с которой непосредственно встречаются в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, хореограф, тренер, профессию родителей – а также профессии из телефильмов, передач: милиционер, банкир, манекенщица, летчик, военный, спортсмен, политик, спортивный тренер, стюардесса, актер, балерина. В старших классах предпочтения меняются, круг выбираемых профессий сужается — зачастую это престижные («модные») профессии, профессии, обсуждаемые и популярные у сверстников. В выбор выпускника вмешиваются и родители, формируя убеждения за и против некоторых профессий. Таким образом, формирование профессиональных намерений учащихся проходит несколько этапов. Первый этап (1-5 классы) – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, ситуативным представлением о собственных ресурсах и возможностях их развития. Учащиеся, не задумываясь, называют свою будущую профессию, у них не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т. д. Следующий этап (6-11 классы) называется этапом профессионального самоопределения, и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов. Вся психологическая работа в учреждении образования включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на учащихся и на создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях психологической деятельности:
Ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства, а также о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для профессионального самоопределения.
Выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
Помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям учащегося, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения учащегося. Профориентационные мероприятия в нашей школе планируются и проводятся с первых классов, так как каждый ребенок уже с самого рождения является сторонним наблюдателем, объектом, а иногда и активным субъектом профессиональной деятельности. Анализируя наблюдения, опыт в деятельности, мы сможем сориентировать его в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дадим более-менее четкое понимание своих способностей и склонностей. Проблема выбора профессии является непростым испытанием, особенно для учащихся 11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьёзный шаг. Во многом от правильного выбора будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника. Как показывает профдиагностика, большое влияние на выбор профессии оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей. При этом потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где получать выбранную профессию, перспективы профессионального роста. Учащиеся школы на классных часах знакомятся с профессиограммами различных профессий. Особый интерес старшеклассники проявляют к медицинским профессиям, а также профессий общественного питания. Уже стала традицией ежегодно в феврале проводить Неделю профориентации под названием «Выбираем профессию – проектируем жизнь». В рамках недели в учреждении образования проводятся разнообразные мероприятия:
Ежегодно выпускники школы принимают активное участие в массовом профориентационном мероприятии учреждений общего и среднего образования Солигорского района «Пути получения образования в Республике Беларусь». Это хорошая возможность для выпускников услышать из первых уст и познакомиться с информацией управления по труду, занятости, социальной защите Солигорского райисполкома о состоянии рынка труда в регионе, а также с особенностями профессиональной подготовки в учебных заведениях Республики Беларусь. Следует помнить, что важнейшим компонентом профориентации является диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся. Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при проведении психодиагностики профессиональных способностей:
В школе создана целая система диагностических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессионального становления учащихся 1-11-х классов. Мероприятия по профориентации учащихся, проводимые в школе, разнообразны по своей форме и содержанию: Проводятся профконсультации для учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних:
Профессиональное просвещение охватывает различные сферы профессиональной деятельности:
Разработаны рекомендации и буклеты для выпускников и родителей по вопросам профориентации.
Как отмечает Е. А. Климов, «выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости». Я надеюсь, что профориентационные мероприятия, организованные в школе, помогут учащимся сделать зрелый выбор и верно оценить свои возможности для реализации своих жизненных целей и планов. Елена Николаевна Пашук, педагог-психолог |
|
Всего комментариев: 0 | |