Главная » 2015 » Август » 29 » Проблема выбора профессии
15:55
Проблема выбора профессии

Выбор будущей профессии – серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. И сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растут в геометрической прогрессии, вопросы профессионализма, правильного и своевременного выбора профессии приобретают особую значимость.

В настоящее время, насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей, и сделать выбор одной из 40 тысяч профессий достаточно сложно, так как мешает слабое знакомство с миром профессий. Появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняющие наши привычные представления о профессиях. Одним из особенностей времени, осложняющий выбор профессии, являются социально-экономические условия или востребованность профессии на рынке труда. Наша задача – содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии становится органичной частью образовательного процесса и начинается уже в младших классах.

В начальной школе дети мечтают выбрать профессию, с которой непосредственно встречаются в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, хореограф, тренер, профессию родителей – а также профессии из телефильмов, передач: милиционер, банкир, манекенщица, летчик, военный, спортсмен, политик, спортивный тренер, стюардесса, актер, балерина.

В старших классах предпочтения меняются, круг выбираемых профессий сужается — зачастую это престижные («модные») профессии, профессии, обсуждаемые и популярные у сверстников. В выбор выпускника вмешиваются и родители, формируя убеждения за и против некоторых профессий.

Таким образом, формирование профессиональных намерений учащихся проходит несколько этапов. Первый этап (1-5 классы) – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, ситуативным представлением о собственных ресурсах и возможностях их развития. Учащиеся, не задумываясь, называют свою будущую профессию, у них не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т. д. Следующий этап (6-11 классы) называется этапом профессионального самоопределения, и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

Вся психологическая работа в учреждении образования включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на учащихся и на создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях психологической деятельности:

  1. Профессиональное просвещение

Ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства, а также о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для профессионального самоопределения.

  1. Профессиональная диагностика

Выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

  1. Профессиональная консультация

Помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям учащегося, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения учащегося.

Профориентационные мероприятия в нашей школе планируются и проводятся с первых классов, так как каждый ребенок уже с самого рождения является сторонним наблюдателем, объектом, а иногда и активным субъектом профессиональной деятельности. Анализируя наблюдения, опыт в деятельности, мы сможем сориентировать его в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дадим более-менее четкое понимание своих способностей и склонностей.  

Проблема выбора профессии является непростым испытанием, особенно для учащихся 11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьёзный шаг. Во многом от правильного выбора будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника. Как показывает профдиагностика, большое влияние на выбор профессии оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей. При этом потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.

Для того чтобы выбрать про­фес­сию, человек должен обладать зна­чительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требова­ния профессии к человеку, как и где получать выбранную профессию, пер­спективы профессионального роста. Учащиеся школы на классных часах знакомятся с профессиограммами различных профессий. Особый интерес старшеклассники проявляют к медицинским профессиям, а также профессий общественного питания.

  Уже стала традицией ежегодно в феврале проводить Неделю профориентации под названием «Выбираем профессию – проектируем жизнь».

  В рамках недели в учреждении образования проводятся разнообразные мероприятия:

  • Диагностика профессионального профиля личности учащегося по запросу
  • Анкетирование «Кем быть?»
  • Профконсультация «Как выбрать профессию» среди учащихся 11-х классов
  • Видеолекторий «Мир профессий» и «Профессии, востребованные на рынке труда»
  • Большая психологическая игра «Гостиница» для 11-х классов
  • Беседы в 11-х классах «Профессиональная ориентация и становление личности».
  • Оформляется информационный стенд «Психолог консультирует по профориентации».
  • Профпросвещение родителей и законных представителей несовершеннолетних с просмотром видеофильмов
  • Встреча со специалистами различных профессий
  • Экскурсии на предприятия

Ежегодно   выпускники школы принимают активное участие в массовом профориентационном мероприятии учреждений общего и среднего образования Солигорского района «Пути получения образования в Республике Беларусь». Это хорошая возможность для выпускников услышать из первых уст и познакомиться с информацией управления по труду, занятости, социальной защите Солигорского райисполкома о состоянии рынка труда в регионе, а также с особенностями профессиональной подготовки в учебных заведениях Республики Беларусь.

Следует помнить, что важнейшим компонентом профориентации является диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся. Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при проведении психодиагностики профессиональных способностей:

  1. В юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.
  2. Для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
  3. Недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии)

В школе создана целая система диагностических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессионального становления учащихся 1-11-х классов.    

Мероприятия по профориентации учащихся, проводимые в школе,  разнообразны по своей форме и содержанию:

Проводятся профконсультации для учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних:

  • «Как выбрать профессию»
  • «Мое будущее – моими глазами»
  • «Как помочь ребенку в выборе профессии»
  • «Особенности подросткового возраста и профессия: как и с чего начинать?»
  • «Секреты выбора профессии»

Профессиональное просвещение охватывает различные сферы профессиональной деятельности:

  • «Многообразие мира профессий»
  • «Становление личности и профессиональное самоопределение»
  • «Мое здоровье и выбор профессии»
  • «Конфликты и пути выхода из них»
  • «Будущая судьба моего ребенка»

Разработаны рекомендации и буклеты для выпускников и родителей по вопросам профориентации.

  • Развитие творческой одаренности
  • Умеем ли мы общаться
  • Мой ребенок – пятиклассник
  • В семье – подросток
  • Как воспитывать одаренных детей
  • Воспитание трудного подростка
  • Время думать - время выбирать

Как отмечает Е. А. Климов, «выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости».

Я надеюсь, что профориентационные мероприятия, организованные в школе, помогут учащимся сделать зрелый выбор и верно оцени­ть свои возможности для реализации своих жизненных целей и планов.

Елена Николаевна Пашук, педагог-психолог

Просмотров: 672 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar